(FN)
Льеж, Бельгия, 1899-1939
"Бельгийская национальная фабрика оружия", известная под коротким названием ФН ("Fabrique Nationale" - "Национальная фабрика"), основана в конце XIX века. В 1896 году ее приобрела группа немецких предпринимателей, наладивших там массовый выпуск легкого стрелкового оружия системы "Маузер" (Mauser). Для расширения оборота было решено начать изготовление автомобилей. После всесторонних испытаний иностранных машин с бензиновыми моторами и электромобилей в марте 1899 года ФН представила легкую модель с 2-цилиндровым двигателем водяного охлаждения мощностью 2,5 л.с. и 2-ступенчатой коробкой передач. До весны 1900 года выпустили 100 экземпляров. Потом машину модернизировали, увеличив мощность мотора до 3,5 л.с. Годом позже изготовили еще 280 машин с двигателем мощностью 4,5 л.с.
В 1901 году изготовили "автомонстр", имевший силовой агрегат с бензиновым мотором, генератором и тяговыми электромоторами. Год спустя в состав ФН ввели торговое представительство французской фирмы "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton), а производство собственных моделей временно прекратили. В 1905 году ФН заключила договор о лицензионном производстве французских автомобилей "Роше-Шнейдер" (Rochet-Schneider), однако через 3 года фирма вернулась к изготовлению машин собственной конструкции. Одной из самых мощных в то время стала модель "30/40CV" с мотором рабочим объемом 6,9л (40 л.с.), изготовленная в 125 экземплярах. В 1909-м появилась экономичная модель "14/18CV" с двигателем в 2,1 л. Кроме того, в программу входили хорошо зарекомендовавшие себя простые, прочные и долговечные модели — легкие "8/1OCV", "8/12CV" и более мощная "16/24CV".
Прерванное первой мировой войной производство автомобилей удалось возобновить в 1920 году серией, базировавшейся на довоенных образцах. Первой новинкой стала модель "25CV" с 3,8-литровым мотором, представленная на автомобильном салоне в Лондоне 1920 года. Самой знаменитой машиной 20-х стала легкая "ФН-1300" с верхнеклапанным мотором рабочим объемом 1327 см3. Вместе с двумя другими моделями, имевшими двигатели в 1400 и 1625 см3, она выпускалась до 1933 года.
С 1930 по 1935 год предлагалась модель "832" солидной внешности с рядным 8-цилиндровым двигателем мощностью 75 л.с., работающим с 4-ступенчатой коробкой передач. В 1933 году ФН полностью обновила программу. Прежнюю 1,6-литровую модель заменила 2-литровая с цельнометаллическим кузовом, названная "Принц Бодуэн" (Prince Baudouin). В декабре 1934-го за ней последовал "Принц Альберт" (Prince Albert), который на выбор оснащался двигателями в 2,2 или 3,8 л и отличался современным "профилированным" кузовом. В одном из исполнений этот автомобиль предлагался как лимузин для бельгийского королевского двора.
Производство легковых машин на ФН прекратили в 1935 году в надежде использовать производственные площади для сборки американских автомобилей, но этого не произошло, и до конца 50-х на ФН выпускали армейские грузовики, автобусы и троллейбусы.
|
ФН-1300 Спорт
|
ФН-1300 (1923) |
Двигатель: |
рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: |
65 х 100 мм |
Рабочий объем: |
1327 см3 |
Мощность: |
35 л.с. |
Коробка передач: |
механическая 3-ступенчатая |
Рама: |
лонжеронная |
Подвеска: |
на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: |
барабанные всех колес |
Кузов: |
спортивный 2-местный, торпедо или седан |
Максимальная скорость: |
113 км/ч |