Главная
    О компании
    Карта сайта
Алфавитный указатель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

(FIAT) Турин, Италия, 1899-

История ФИАТа начинается в 1898 году, когда инженер Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano) заключили договор с группой туринских предпринимателей и финансистов о разработке нового автомобиля на вновь создаваемой фирме. До этого Чейрано в своей маленькой мастерской неподалеку от дома влиятельного предпринимателя Джузеппе Лянчи (Giuseppe Lancia) занимался производством велосипедов. Прототип первого автомобиля "Веллейс" (Welleyes), который был готов в марте 1899 года, разработал Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli). На нем установили 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом всего 663 см3 и 2-ступенчатую коробку передач. Четыре месяца спустя "Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине" (Fabbrica Italiana Automobili Torino), сокращенно F.I.А.Т. (Ф.И.А.Т.), купила фирму "Чейрано". Новой компанией руководили предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia) и финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio). Нашлось место и для многих сотрудников "Чейрано", среди которых были конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) и техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia), будущий основатель известной фирмы, сын Джузеппе Лянча. Первым ФИА-Том стал автомобиль, построенный на фирме "Чейрано", но уже с иным оппозитным мотором мощностью 3,5 л.с расположенным сзади.

В 1901 году технический директор ФИАТа заказал Фаччиоли разработку новой модели с двигателем установленным спереди, но тот отказался. В 1902-м инженер Энрико (Enrico) создал более мощный автомобиль с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,2 л, в котором явно просматривалось сходство с "Мерседесом" (Mercedes). В 1904 году деревянную раму заменили на стальную, а сцепление практически скопировали с "Мерседеса". Тогда же выпустили небольшую партию роскошных автомобилей с 4-цилиндровым мотором в 10082 см3 мощностью 60 л.с., с трансмиссионным тормозом, с водяным охлаждением.

В конце 1906 года исчезли точки между буквами в названии Ф.И.А.Т., с этого времени оно официально пишется ФИАТ. Годом позже ФИАТ изготовил первую машину с 6-цилиндровым мотором в 11034 см3 и пневматическим стартером. Первым ФИАТом, получившим широкое распространение, стал выпущенный в 1912 году "Дзеро" (Zero) с мотором рабочим объемом 1846 см3. После окончания первой мировой войны появился серийный ФИАТ-501, разработанный инженером Кавалли (Cavalli). Его производство прекратили в 1926 году, изготовив 45 тысяч машин. ФИАТ-501 был довольно простой и недорогой машиной с 1,5-литровым 4-цилиндровым двигателем. Кроме подобных неприхотливых и массовых автомобилей, фирма производила более сложные и дорогие модели. Например, "Супер-ФИАТ" — роскошный автомобиль с 12-цилиндровым 6,8-литровым мотором, который, правда, не был принят покупателями: с 1921 по 1923 год построили всего 30 экземпляров. Несмотря на это, ФИАТ повторил попытку завоевать место в секторе престижных машин, на этот раз с моделью "519", оснащенной 6-цилиндровым двигателем меньших размеров рабочим объемом 4,8 л и гидромеханическим усилителем тормозов. Ее выпускали до 1929 года.

В 1925-м ФИАТ представил более современный и легкий автомобиль "509" с мотором всего в 990 см3 с верхним распределительным валом. В 1929 году его сменила более мощная модель "514" с двигателем в 1440 см3, которая, не имела коммерческого успеха, хотя немецкая фирма НСУ (NSU) купила лицензию на ее производство и выпускала под маркой НСУ-ФИАТ. В конце 20-х ФИАТ выпустил комфортабельные модели "521" и "525" с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом соответственно 2516 и 3740 см3. Модель "521" являлась первым автомобилем марки ФИАТ с гидравлическим приводом тормозов. В 1932-м компания сделала большой шаг вперед, начав массовое производство недорогой модели "508 Балилла" (Balilla), названной в честь молодежной фашистской организации Италии. Она оснащалась 4-цилиндровым двигателем в 995 см3 с верхними клапанами мощностью 25 л.с. в стандартном исполнении. Спортивный вариант этой машины с элегантным кузовом фирмы Тиа" (Ghia) имел форсированный мотор в 35 л.с. По лицензии "Балилла" выпускалась также фирмой НСУ в Германии, чешской фирмой "Вальтер" (Walter) и в Польше под маркой "Польски-ФИАТ" (Polski-FIAT). С лицензионного производства "Балиллы" начинала свою деятельность и французская СИМКА (SIMCA).

Для новой модели "1500" в 1936 году ФИАТ использовал центральную трубчатую раму, более совершенный аэродинамичный кузов и независимую подвеску передних колес системы "Дюбоннэ" (Dubonnet). В конце того же года появился эпохальный "ФИАТ-500 Тополино" (Topolino) с небольшим, установленным спереди 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом всего 570 см3, который обеспечивал легкой машине максимальную скорость 88 км/ч. Этот 2-местный автомобиль нес много прогрессивных решений: независимая подвеска передних колес, гидравлические тормоза, синхронизированная коробка передач. Все это, при низкой цене, сделало его очень популярным. Без существенных изменений "Тополино" выпускали до 1948 года.

В 1937-м появился ФИАТ-1100 с независимой подвеской передних колес, который стал развитием модели "508". Его отличали высокая для своего класса мощность и великолепные ходовые качества. Максимальная скорость достигала 113 км/ч. В тот период эти популярные малолитражки стали основной продукцией "ФИАТа", но, выпустив роскошный автомобиль ФИАТ-2800 с 6-цилиндровым двигателем в 2852 см3, концерн доказал, что способен делать и более престижную продукцию.

После второй мировой ФИАТ долго не предлагал особых новинок. Вплоть до 1950 года единственным нововведением, достойным упоминания, была классическая модель "1400" с несущим кузовом и короткоходным двигателем (диаметр цилиндра и ход поршня: 82 х 55 мм). В 1952-м на рынок поступил спортивный автомобиль "V8", производившийся малыми сериями. Машину оснастили 8-цилин-дровым V-образным 2-литровым двигателем. Кузов разрабатывала фирма Тиа" (Ghia). В 1953 году появился обновленный вариант довоенного ФИАТ-1100 - модель "Нуова-1100" (Nuova) с несущим кузовом. В 1955 году последнюю серию "500С Тополино" сменила модель "600", принесшая ФИАТу еще большую известность. В 60-е годы продажи этого популярного малогабаритного автомобиля с задним расположением двигателя рабочим объемом всего 633 см3, превысили миллион экземпляров.

Всемирную славу ФИАТу принесла микролитражка "Нуова-500" с 2-цилиндровым верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения в 499 см3, выпущенная в 1957 году. За 15 лет изготовили свыше 3 миллионов этих автомобилей, после чего в производство запустили модель "126".

Концептуально схожий с моделями "500" и "600", заднемоторный ФИАТ-850, являясь автомобилем более высокого класса, имел уже рядный 4-цилиндровый двигатель. Популярная модель 1966 года - ФИАТ-124 с двигателем в 1197 см3 - стала прообразом первого советского массового автомобиля ВАЗ-2101 "Жигули". В том же 1966-м были представлены достаточно дорогие, на фоне массовой продукции ФИАТа спортивные "Дино Спидер" (Dino Spider) и "Дино Купе" (Dino Coupe), разработанные в содружестве с фирмой "Феррари" (Ferrari), оснащенные мотором "Дино" V6 рабочим объемом 1987 см3. В 1967 году началось производство седана ФИАТ-125 с 4-цилиндровым двигателем в 1608 см3 с двумя верхними распределительными валами. Видоизмененный вариант этой модели через некоторое время стали собирать в Польше под маркой "Польски-ФИАТ". Параллельно некоторое время выпускались модели "1500L" (1481 см3), "1800В" (1795 см3) и "2300" (2279 см3). В 1969-м ФИАТ присоединил к себе фирмы "Лянча" и "Феррари", а через два года - "Абарт" (Abarth). Тогда же состоялась эпохальная для ФИАТа премьера первого переднеприводного автомобиля модели "128", а также демонстрация мощного комфортабельного седана "130", оснащенного двигателем V6 в 2866 см3 мощностью 160 л.с. и автоматической коробкой передач.

В 1971 году концерн выпустил очередную переднепри-водную модель "127" с поперечным верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 903 или 1049 см3. Более просторный ФИАТ-128 поступил в продажу с моторами в 1116 и 1290 см3. Вскоре ФИАТ-124 заменили на "131 Мирафьори" (Miration) - по названию головного завода в Турине. Этот седан с более современным дизайном выпускали с двигателями в 1297 или 1585 см3 в различных комплектациях. В продажу поступила также его спортивная версия "Абарт" для дорожных гонок и ралли с форсированным мотором, независимой подвеской задних колес и 5-ступенчатой коробкой передач.

Социальные исследования ФИАТа в 70-х годах показали, что в обществе изменилось представление о "народном автомобиле", который теперь имел право стать более солидным и дорогим. Эту роль неплохо исполнял легкий ФИАТ-126, но руководство концерна решило запустить в серийное производство довольно комфортабельный и дорогой ФИАТ-132 с 4-цилиндро-выми двигателями в 1585 и 1995 см3. И все же крупномасштабный выпуск автомобиля такого класса оказался преждевременным.

Двухместному спортивному автомобилю "Х1/9", представленному в 1973 году, по концепции ФИАТа отводилась роль "спортивного народного автомобиля". Его отличали оригинальный дизайн и центральное расположение двигателя рабочим объемом 1290 см3, который с 1978 года увеличен до 1498 см3. Несмотря на оригинальность и невысокую цену, спрос на него оказался также невысоким.

В 1980 году ФИАТ приступает к реализации новой программы, первенцем которой стала малолитражная "Панда" (Panda) с подчеркнуто угловатыми формами и двумя вариантами двигателей: модель "Панда-30" оснащалась 2-цилиндровым мотором в 652 см3 воздушного охлаждения, а на "Панде-45" стоял 4-цилиндровый агрегат в 903 см3 жидкостного охлаждения. Позднее серия"Панда" пополнилась модификацией с приводом на все колеса.

В январе 1983 года ФИАТ представил массовый автомобиль "Уно" (Uno), являвшийся результатом самых крупных финансовых инвестиций в истории фирмы - 1000 млрд. лир. В 1984-м за ним последовала "Регата" (Regata) - седан на базе двухобъемного "Ритмо" (Ritmo), который в свою очередь сменила модель "Мирафьори". Годом позже концерн представил замену устаревшему ФИАТ-132 - комфортабельный переднеприводный седан "Крома" (Croma), ставший первым итогом совместной деятельности фирм ФИАТ, "Лянча" и шведской СААБ (SAAB). На нем использовались рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонадду-вом, а также дизельные моторы. Многие детали шасси "Кромы" были идентичны машинам "Лянча Тема" (Thema) и СААБ-9000. Компактный "Ритмо" в 1988 году сменила оригинально стилизованная двухобъемная модель "Типо" (Tipo), вызвавшая одновременно очень много нареканий и подражаний. С двухлетней задержкой на базе "Типо" выпустили 4-дверный седан "Темпра" (Tempra), а затем 5-дверный грузопассажирский универсал.

В 1992-м ФИАТ показал компактный микролитражный автомобиль "Чинкуеченто" (Cinquecento), в переводе просто "пятисотый", продолживший серию народных автомобилей, начатую простенькими "Тополино" и ФИАТ-500. 1993 год ознаменовался появлением популярного сегодня в Европе семейства моделей особо малого класса "Пунто" (Punto) и спортивного автомобиля "Купе"(Coupe)с кузовом "Пининфарина" (Pininfarina), за которым последовал небольшой 2-местный кабриолет "Баркетта" (Barchetta), созданный на шасси "Пунто". В 1995-м гамму малого класса "Типо" заменило новое вполне удачное семейство "Браво" (Bravo) и "Брава" (Brava) - технически идентичные машины с трех- и пятидверными кузовами. В конце 1996 года семейство пополнилось седаном "Мареа" (Магеа), заменившим "Темпру" и "Крому". Замыкает программу 7-местный универсал повышенной вместимости "Улисс" (Ulysse). Экспансия ФИАТа на мировом автомобильном рынке привела к появлению в 1996 году нового семейства - "Палио" (Palio), названного "всемирным автомобилем" и предназначенного для производства в развивающихся странах.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16